"МУСОРНАЯ РЕФОРМА". АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ

12 ноября 2019
"МУСОРНАЯ РЕФОРМА". АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ
 
П. ХЛЕБНИКОВ
 
Хлебников Павел, адвокат.
 
С 1 января 2019 года на территории всей России стартовала так называемая мусорная реформа. Законодательно она выразилась в Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.12.2017 N 503-ФЗ. Основной ее смысл состоит в том, что если раньше перевозчик забирал мусор из контейнеров и отвозил на полигон, то с начала текущего года контроль за сбором и утилизацией ТКО осуществляют региональные операторы. Теперь уборка мусора - это отдельная коммунальная услуга, которая исключена из перечня на содержание жилья. Во многих регионах собственникам и нанимателям стали приходить отдельные платежки, которые своим содержанием в плане оплаты вызвали недоумение и недовольство жителей.
 
Итак, проблема первая и, на мой взгляд, основная с точки зрения потребителя и работы компаний с населением. Тарифы на вывоз мусора выросли, причем в некоторых регионах в несколько раз. Такое положение дел вызывало недовольство жителей. Немного статистики: 90% бытовых отходов в России гниет на полигонах, и каждый год прирост мусора увеличивается на 3%. Проблема стоит остро, и ее нужно решать. Основной вопрос: как, когда и главное - за чей счет? В декабре прошлого года пошли законодательные подвижки и Госдума РФ приняла "мусорную реформу", где прописано, что у регионов есть возможность выбрать систему формирования тарифа. Таких систем две: по площади жилья и по количеству прописанных в нем людей. Обе имеют свои явные минусы. Если много собственников живет, к примеру, в однокомнатной квартире, а регион перешел на прописку, то тут, наверное, вам не повезло. Но и жить одному на больших квадратных метрах при такой системе стало дорого.
Но и в самой Госдуме недовольны первыми результатами реформы. Глава Комитета ГД РФ по экологии Владимир Бурматов заявил: "У нас в некоторых регионах нормативы накопления отличаются друг от друга в 500 раз. Мы с вами понимаем, что не может один человек мусорить в 500 раз интенсивнее, чем другой, но фактически, на бумаге, в квитанции, это зафиксировано".
А население отреагировало неплатежами и нежеланием заключать договоры с региональными операторами и перевозчиками. Появилась новая судебная практика по отдельной "мусорной" категории. Рассмотрим одно из дел, наиболее показательное и содержащее ориентированную позицию судов по данным категориям дел.
Решение N 2-521/2018 2-521/2018~М-493/2018 М-493/2018 от 25 июля 2018 г. по делу N 2-521/2018 Новоалександровского районного суда Красноярского края.
"К" обратилась в суд с иском к ООО о защите прав потребителей. Требования мотивированы тем, что в 2018 г. ей посредством почтового отправления поступило предложение о заключении договора на вывоз мусора из ее домовладения вместе со счетом-квитанцией, в котором был указан платеж за июнь, а также появившаяся задолженность в размере 1 500 рублей. Мусор из домовладения не вывозили ни разу за 6 месяцев, так как у них не заключен договор с данной компанией, поэтому мусор они не выставляли за пределы дома, также в квитанции было указано три проживающих, в то время как у них проживает два человека. Ею была подана претензия в ООО, в которой она потребовала обосновать и расшифровать образовавшуюся задолженность и аннулировать ее. Мотивировка - никакого заключенного и подписанного договора. Истец просил признать действия компании ООО по начислению платы за услуги по вывозу мусора незаконными и обязать ответчика аннулировать незаконно образовавшуюся задолженность; обязать ответчика заключить с ней договор действующим, а не задним числом.
ООО на исковое заявление "К" поданы письменные возражения, из которых следует, что на основании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и соглашения, заключенного по результатам конкурсного отбора с Министерством жилищно-коммунального хозяйства субъекта, с 2017 г. ООО является региональным оператором по обращению с ТКО. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ними с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. В соответствии с соглашением услуги по обращению с ТКО оказываются ООО с 01.01.2018 на всей вверенной ему территории, вне зависимости от наличия заключенных договоров с потребителями, а потому все договоры на оказание услуг по обращению с ТКО ООО заключает с момента начала своей деятельности. При этом в случае неоказания услуг за отдельный период счета выставляются только за период, когда услуги фактически оказывались. Доводы истца о несвоевременном уведомлении ее региональным оператором о начале своей деятельности с целью заключения договора на обращение с ТКО считает несостоятельными, так как вне зависимости от заключенного договора услуги истцу оказывались.
Суды исходили из следующего. В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
"Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной".
"Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным", если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности.
В силу ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
"Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту".
В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договора, квитанции, талона и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указывается фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Советом депутатов городского округа от... N... принято решение об утверждении Правил благоустройства территории городского округа. Согласно п. 3.4 Правил участие жителей городского округа (непосредственное или опосредованное) в деятельности по благоустройству является обязательным и осуществляется путем принятия решений, через вовлечение общественных организаций, общественное соучастие в реализации проектов. Механизмы и порядок участия жителей установлены разделом 12 Правил благоустройства. Согласно п. 11.2.5 Правил на территории городского округа запрещено накапливать и размещать отходы производства и потребления, бытовой, растительный, строительный мусор, металлолом, навоз, грунт, тару в несанкционированных местах.
Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
В соответствии с п. 11.2.6 Правил сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществляется по контейнерной или бестарной системе в установленном порядке по графику. Вывоз отходов производства и потребления производится специализированными организациями на основании заключаемых договоров. Положением п. 2.2 СанПиН 42-128-4690-88 регулируются порядок и сроки вывоза твердых бытовых отходов, согласно которым сроки вывоза твердых бытовых отходов производятся в течение 1 - 3 дней (в зависимости от времени года). Данные нормы подлежат неукоснительному исполнению со стороны специализированных организаций. Договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в виде публичной оферты размещен в открытом доступе сети Интернет на официальном сайте ООО... и в соответствии со ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации предложение принято истцом.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг. При этом в соответствии с п. 7 Правил обращения с ТКО, в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
При этом в случае неоказания услуг за отдельный период счета выставляются только за период, когда услуги фактически оказывались. Данная ситуация разрешена при рассмотрении претензии истца и проверке ее доводов при помощи средств объективного контроля. Ей произведен перерасчет платы за полученную коммунальную услугу с учетом ее неоказания в январе, апреле 2018 года.
"В материалах дела отсутствуют доказательства самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов, заключения соответствующих договоров с иными лицами".
При вышеперечисленных обстоятельствах суд не нашел оснований для признания незаконными действий ответчика по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов (хорошо хоть в рамках претензии сделан перерасчет).
Итак, вывод: принял исполнение от оператора - плати, не доказал утилизацию или нет договора с другими - плати по тарифам, которые тебе не нравятся. Старые добрые конклюдентные действия по заключению договора.
Таких решений много, и почти все не в пользу потребителя. И тут вопрос: а как не примешь исполнение, если мусор вывозят из контейнеров, доказать самостоятельную утилизацию ТКО крайне сложно, а контейнеры общие?!
 
И В ИТОГЕ...
 
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Данный договор обладает публичной природой и обязателен к заключению. В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте оператора.
Сейчас Закон защищает права операторов, но отнюдь не права потребителя, а недовольство населения растет. Переломит ли это ситуацию с мусором? Или мусор переломит реформу?

(документ предоставлен КонсультантПлюс)