• Главная
  • Пресс-релизы
  • Информация о долгах управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями.

Информация о долгах управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями.

7 октября 2019

Государственная жилищная инспекция Брянской области (далее — инспекция) является контрольно-надзорным органом в сфере исполнения управляющими компаниями, ТСЖ (ТСН), ЖСК (ЖК) жилищного законодательства.

В рамках имеющихся полномочий инспекцией систематически запрашивается информация о наличии задолженности управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (далее-МКД), перед ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО).

Основная причина возникновения задолженности - наличие посредников в цепочке расчетов за потребляемые энергоресурсы в виде недобросовестного руководства управляющих компаний, ТСЖ (ТСН), ЖСК (ЖК). Денежные средства населения не в полном объеме доходят до ресурсоснабжающих организаций, что в большей степени связано с нецелевым расходованием поступающих средств и возникновение долгов перед РСО.

Мониторинг в данной сфере правоотношений показал, что у управляющих организаций, ТСЖ (ТСН), ЖСК (ЖК) имеется задолженность перед РСО.

Подчас используются и откровенно криминальные схемы, когда организация наращивает долги, затем банкротится, а после открывается уже с новым названием, хотя и с тем же директором или учредителем.

Инспекцией проведен мониторинг сведений, предоставленных инспекции Федеральной налоговой службой по г. Брянску по организациям, находящимся в стадии банкротства, или уже признанными банкротами, по которым взыскание долгов перед РСО  представляется не возможным, а также предприятия, в отношении которых имеется вероятность наступления негативных социально-экономических последствий и имеющих признаки несостоятельности (банкротства), имеющих задолженность свыше 300 тыс. рублей, и являющие социально-значимыми.

23.09.2019г. приказом государственной жилищной инспекции Брянской области № 36 на основании п. 4.2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», с целью недопущения увеличения задолженности, все многоквартирные дома находящиеся в  управлении ООО «НТУ» исключены из перечня домов лицензии № 25 от 28.04.2015г.

Информация по указанным вопросам, в частности об исключении вышеуказанных МКД из управления ООО «НТУ», направлена в Брянскую городскую администрацию для инициирования созыва общего собрания собственников помещений в указанных МКД для решения вопроса о выборе способа управления.

В соответствии с частью 5 статьи 200  ЖК РФ, если собственниками МКД не будут приняты решения о выборе способа управления, орган местного самоуправления в лице Брянской городской администрации обязан провести открытый конкурс по выбору управляющей организации для управления указанными МКД.

Необходимо отметить, что инспекцией в Арбитражный суд Брянской области подготовлено исковое заявление об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами                                № 25 от 28.04.2015 г., выданной ООО «НТУ».

В истекшем периоде 2019 г. по результатам внеплановых проверок, проведенных по заявлениям граждан, обратившихся в инспекцию, в отношении, как ООО «НТУ», так и должностных лиц указанной организации,  составлялись протоколы за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ., которые были направлены для рассмотрения по существу в судебные органы по месту регистрации ООО «НТУ».

 Согласно имеющимся сведениям, ООО «НТУ» признано виновным в совершении вмененных административных правонарушений.

В частности, инспекцией в отношении ООО «НТУ»  было возбуждено 12 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 24 ст. 19.5  КоАП РФ, 11 из которых судебными органами были рассмотрены по существу с назначением штрафов на общую сумму   2 400 000 рублей.

По ч. 2 ст. 19.4.1. КоАП РФ инспекцией в отношении ООО «НТУ» возбуждено 11 дел об административных правонарушениях, из которых 8 рассмотрены по существу с назначением штрафов на общую сумму 160 000 рублей.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, 1 должностное лицо ООО «НТУ» было привлечено судебными органами к административной ответственности с назначением штрафа на сумму 25 000 рублей.

В инспекцию с января текущего года поступило 15 обращений от ресурсоснабжающих организаций в отношении ряда управляющих организаций и ТСЖ (ТСН), которые признаны должниками (подписан акт сверки расчетов или есть вступившее в силу судебное решение, подтверждающее задолженность).

Изучение указанных обращений показало, что в инспекцию поступили обращения об имеющихся просуженных долгах за поставленный ресурс только от филиала «Брянскэнергосбыт» ООО «Газпром энергосбыт Брянск

Кроме этого, 2 обращения, поступившие в декабре 2018 г., являлись «переходящими», поскольку проверочные мероприятия были окончены в январе 2019 г.

Во всех указанных обращениях от РСО, поступивших в инспекцию, присутствовали решения о взыскании задолженности в судебном порядке по долгам 2017- 2018 гг.

По всем указанным обращениям инспекцией были проведены проверочные мероприятия. Для взыскания задолженности, директора управляющих компаний, ТСЖ (ТСН) вызывались в инспекцию, в результате принимались меры по погашению задолженности в добровольном порядке.

Ресурсоснабжающая организация получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, ТСЖ (ТСН), ЖСК (ЖК).

            Согласно п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, одно из оснований для заключения прямого договора – прекращение заключенных между управляющей компанией и РСО договоров ресурсоснабжения вследствие одностороннего отказа РСО от их исполнения.

Порядок и основания такого одностороннего отказа РСО от исполнения ресурсоснабжающего договора предусмотрен в ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ. Отказаться от исполнения договора РСО может, если у организации, управляющей МКД, имеется признанный ею или подтверждённый судом долг перед РСО за два месяца и больше.

 РСО не нужно получать согласие собственников на реализацию одностороннего отказа от исполнения заключенного договора ресурсоснабжения.

Для заключения «прямых» договоров по инициативе собственников и нанимателей помещений требуется принятие соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

В сентябре 2019 г. инспекцией рассматривалось обращение управления федеральной антимонопольной службы по Брянской о нарушении антимонопольного законодательства РСО в лице ООО «Газпром энергосбыт Брянск».

Как следовало из доводов обращения, собственниками помещений в многоквартирном доме (далее-МКД) № 64 по ул. Володарского г. Брянска на общем внеочередном собрании собственников приняли решение о заключении прямого договора поставки электрической энергии с ООО «Газпром Энергосбыт Брянск».         Уведомляющая компания МУП «Жилспецсервис» г. Брянска уведомила ООО «Газпром энергосбыт Брянск» о решении собственников. ООО «Газпром энергосбыт Брянск» уклонялось от заключения договора с собственниками помещений в указанном МКД.

Инспекцией с учетом положений ЖК РФ,  ФЗ «Об электроэнергетике» было установлено, что гарантирующий поставщик является основным поставщиком электроэнергии на соответствующей территории и обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах его зоны деятельности (пункт 2 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Таким образом, ООО «Газпром энергосбыт Брянск» обязано принять меры по заключению договора энергоснабжения с собственниками помещений МКД № 64 по ул. Володарского г. Брянска.     

С 3 апреля 2018 г. вступил в законную силу Федеральный закон № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», регламентирующий правоотношения, связанные с возможностью перехода на заключение «прямых» договоров с поставщиками коммунальных ресурсов, что позволит избежать образования новых долгов УК, ТСЖ (ТСН), ЖСК (ЖК).

По состоянию на 01.10.2019 г. на территории Брянской области 6887 МКД, из которых на прямые договора перешли 1501 МКД.